Дом у Трошиных большой, просторный, деревянный. А иначе нельзя: в праздники здесь собираются более полсотни человек. И все родные! Радуется в такое время сердце хозяйки: «Эх, - вздыхает она, - Николай не видит…». Николай Кузьмич, ее муж, с которым прожили 40 лет, ушел из жизни в 1982 году. С тех...
Дом у Трошиных большой, просторный, деревянный. А иначе нельзя: в праздники здесь собираются более полсотни человек. И все родные! Радуется в такое время сердце хозяйки: «Эх, - вздыхает она, - Николай не видит…». Николай Кузьмич, ее муж, с которым прожили 40 лет, ушел из жизни в 1982 году. С тех пор живет Антонина Сергеевна одна. Да только одиночество ли это, когда рядом дети, внуки, правнуки, праправнуки, снохи, зятья. Места в доме хватает всем. Иногда бабушка Тоня сама гостит у детей. Вот и сегодня из Федяева приехала к старшей дочери Валентине, в Коргузу. Сюда же приехали глава района, глава поселения и ваш покорный слуга, чтобы поздравить ее с юбилеем!
В свои 90 баба Тоня выглядит отлично. Села на свое хозяйское место за столом и тут же скомандовала: «Девчонки, сажайте гостей за стол! Я там огурчиков малосольных достала из погреба - несите. Саша, чего стоишь, шампанское открывай!»
Письмо от самого Путина тронуло ветерана до слез. Ведь слова-то какие нашел, будто жизнь ее подглядел. И колхозные годы вспомнил, войну и то, что после нее было. Что и говорить, поколение, к которому Антонина Сергеевна относится, многое видело, вынесло, пережило. Да только не сломили трудности, не испугали, а лишь закалили.
Родилась моя героиня в далеком 1925 году. Семья многодетная, родители работали, старшие за младшими приглядывали. Так и выросли все. В деревне, где жила семья Никишиных, было без малого полторы сотни домов. Сегодня в Федяеве и десятка не насчитаешь. Колхоз «Заветы Ильича», где с 13 лет пришлось работать Антонине, был хоть и не лучшим в районе, но на хорошем счету. А в деревне народ веселый, добрый. Праздники, как православные, так и советские, свадьбы проходили шумно, с песнями под гармошку, с ряжеными.
Все изменилось воскресным июньским днем 1941 года. Антонине еще и 15 не сравнялось, а уже примерила на себе работу лесоруба, конюха, возчика. В Гарях лес валила, в Апастове - окопы рыла, в Свияжск, Красновидово на себе зерно таскала на ссыпной пункт. И так до конца войны, долгих четыре года.
- Мужиков-то поубивало на войне. Не зря ведь говорили про себя бабы: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик!» Коля (это она о муже) с войны без ноги пришел. Под Сталинградом в 1942 -ом тяжело ранило. Лечился долго по госпиталям, но ногу не спасли. Пришел инвалидом. А ведь молодой был, красивый. А девок в селе переростков сколько! Сошелся с одной. Мотя на ферме работала. Четверых детей она ему родила, да только не сложилось у них. Ко мне посватался. Пошла. Выбора-то не было. Хорошо жили, согласно. Он строгий был, а меня любил, берег. Я ему девятерых родила! И с Мотей никогда не ругались, и дети наши друг с другом дружат. В одной ведь деревне жили, по одним дорожкам-стежкам ходили.
Рассказывая об этом, Антонина Сергеевна улыбается: «Федяевская «санта-барбара» и только!»
Девять детей. Сказать легко. Стирать начнет - белья куча, щи варит - чугун ведерный в печь ставит. За парным молоком, когда корову доила, очередь с кружками выстраивалась! А ведь еще хозяйство: куры, гуси, корова, овцы. Огород большой. Но когда картошку копать или на луга выходили косить - многие завидовали!
Каждому из детей постарались родители дать образование. Одни техникум закончили, другие - училище. Но главное, все дети работящие, серьезные, уважаемые, самостоятельные, у каждого семья крепкая. Да оно и понятно: примером для них родители всегда были и остаются и в жизни, и в труде.
- Мама у нас строгая, но справедливая - говорит Александр-старший из сыновей. - Мы уже многие на пенсии, сами дедушки-бабушки, а мама для нас авторитет. Никто не перечит ей, не спорит. А иногда и взгляда хватает. Но мы не обижаемся. Мама плохому не научит. Да и любит она всех нас и детей наших, и внуков любит. За всех переживает. Помню, Геннадий в Афган попал служить. Как могли все ее успокаивали. Но она-то понимала, что на войне убивают. Слава Богу, хоть и контуженый, но живой пришел. Сегодня в Верхнем Услоне живет, работает, люди уважают, семья хорошая. Все хорошее мы от родителей берем. Мы все благодарны маме, за то, что воспитала нас, на ноги встать помогла, детей наших помогала вырастить. И до сих пор помочь каждому норовит.
Много теплых слов в свой юбилей услышала Антонина Сергеевна. Главное, она знает, что эти слова от души, от чистого сердца были сказаны. А установку: жить до 100 -приняла с улыбкой, весело: «Сколько Бог дал, столько и проживу».
Пусть наши мамы живут как можно дольше, пусть согревают нас материнским теплом, встречают нас доброй улыбкой, ласковым взглядом. А продлить им жизнь можем мы, дети. Своим вниманием, участием, любовью.
Фото http://verhniy-uslon.tatarstan.ru
Нет комментариев