Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Общество

7 января — Рождество Христово!

Среди всех христианских праздников особое положение занимает именно Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь каждый год в один и тот же день отмечает день рождения Бога на земле. Главным праздником для каждого верующего человека является Пасха, но Рождество – ее основание. Только приняв человеческую природу, Господь мог принести Себя в жертву, пострадать и воскреснуть.

Рождество Христово празднуют все: и взрослые, и дети, и те, кто верит в Иисуса Христа, и те, кто не верит, что Он приходил на землю, чтобы спасти нас, грешных. Вот только истинный смысл праздника знают немногие.
Печально, но не для всех этот праздник связан с рождением Христа. Для многих смысл Рождества — в подарках, ёлке, хорошем застолье в кругу друзей. Но давайте не будем забывать, что Рождество — это день Рождения Христа. Именно Он — Тот, Кого следует чтить в эти дни. И дети с малых лет должны знать историю праздника Рождества, традиции и как его праздновали раньше.

В нашей статье мы поговорим о том, что происходило в Рождественскую ночь почти две тысячи лет назад, как Церковь праздновала Рождение Спасителя раньше, какие традиции существуют и откуда они пришли. Будет сказано несколько слов о насущном: как правильно провести Сочельник, Рождество и Святки.

История Рождения Спасителя

История Рождества Христова подробно описана в двух из четырех Евангелий: у апостолов Матфея и Луки в первых двух главах.

Иисус Христос родился в Палестине (так называлась земля евреев), которая в тот момент входила в состав Римской империи. Незадолго до Его появления на свет была организована перепись населения по распоряжению римского императора Августа (Октавия). Чтобы принять в ней участие, нужно было прийти в город, которому исторически принадлежит твой род (колено). Так было принято у еврейского народа.

Пресвятая Дева Мария была обручена со своим дальним родственником старцем Иосифом и ждала рождения Сына. Семейство жило в галилейском городе Назарете (в северной части Палестины), но сам Иосиф происходит от колена Давидова и для участия в переписи ему следовало прийти в иудейский город Вифлеем (на юг страны).

Добравшись до Вифлеема, праведный Иосиф не смог найти ни одного свободного места в гостинице из-за огромного скопления людей и своей бедности, а Деве Марии уже пришел срок родить. Они были вынуждены остановиться в пещере, которую пастухи использовали как стойло и хранилище корма для скота. В таких условиях и родился Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. Зимней ночью, вдали от родного дома, посреди сена и соломы. Богородица сама спеленала Новорожденного и положила в ясли – кормушку для скота.

7 января - Рождество Христово!Первыми из людей, которые узнали о рождении Спасителя, стали простые пастухи. Возможно, им принадлежала та самая пещера, в которой остановились Иосиф и Мария, а в поле они остались со стадом по причине хорошей погоды.

Ночью пастухам явился ангел со словами: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 10–12). Вслед за этим появилось множество других ангелов, которые в пении восхваляли и прославляли Создателя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

По всей видимости, пастухи были благочестивыми людьми – они поспешили к пещере, нашли Младенца и поклонились Ему. Воздав хвалу Господу, они рассказали о явлении ангела и после этого вернулись к своему стаду.

Еврейский народ имел много пророчеств о грядущем Мессии, но не только он один ждал Его. Язычники также имели предсказания о появлении великого Святого или Царя-Спасителя, но не знали точно о месте Его прихода.

На Востоке большим уважением пользовались волхвы – мудрецы, знатоки звездного неба и природных явлений. Считалось, что человек рождается под звездой, которая определяет всю его жизнь. За какое-то время до Рождества Христова на небе появилась необычная звезда, по которой волхвы поняли, что скоро родится великий Человек – Царь Иудейский. Взяв дары, они отправились в путь.

В Евангелии ничего не сказано о том, сколько было волхвов и как их звали, но церковное предание сохранило их имена: Гаспар, Вальтазар и Мельхиор. Рождественская звезда стала для них путеводной, с ней они добрались до Иерусалима, где стали расспрашивать о родившемся Царе. Разумеется, никто им не смог помочь, но весть об их приходе и поисках дошла до местного правителя – царя Ирода. Пригласив к себе восточных гостей, он хитростью пытался дознаться о родившемся Младенце. Ирод не хотел поклоняться новому Царю и желал избавиться от «конкурента».

Волхвы добрались до Вифлеема, нашли Деву Марию с Младенцем Иисусом и принесли Ему в дар ладан (как Богу), золото (как царю) и смирну – благовоние, которым натирали покойников (как смертному человеку). Получив откровение, восточные мудрецы удалились в свою страну кружным путем, не возвращаясь в Иерусалим.

Царь Ирод напрасно ждал волхвов. Те ушли, не рассказав о родившемся Младенце. Он пришел в ярость и, поскольку в пророчествах о Мессии указывалось место Его рождения – Вифлеем, повелел убить в этом городе и его окрестностях всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет (точный возраст рожденного Царя не был известен). Около 14 000 детей были лишены жизни. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Православная Церковь чтит их память.

Сам Иисус Христос не пострадал. Иосифу во сне было повеление собраться и бежать из города в Египет с Марией и Ее Сыном, что он и выполнил. Там Святое Семейство оставалось до самой смерти Ирода.

Когда христиане начали праздновать Рождество?

Традиция празднования Рождества Христова имеет долгую историю. Вплоть до IV века верующие люди встречали праздник 6 января и называли его Богоявлением. По смыслу торжество больше относилось к Крещению Господню, а не к Его Рождению. Тогда эти два события вспоминались одновременно. Суть заключалась в том, что Бог, приняв плоть и став Человеком (не переставая быть Богом!), пришел (явился) в мир для спасения людей.

Параллельно с истинным христианством в те времена существовало множество сект, в которых смешивались язычество (в своем мистическом проявлении) и греческая философия. Опасность заключалась в том, что члены сект зачастую тоже говорили о Христе, но то, что они говорили, не имело ничего общего с Его учением.

Одним из распространенных заблуждений стала концепция, в соответствии с которой Иисус был обычным грешным человеком, сыном Иосифа и Марии, а Бог соединился с ним только в Крещении. Диаметрально противоположным утверждением была доктрина, которая полностью отрицала человеческую природу во Христе и говорила о ее «прозрачности».

Простому человеку сложно было разобраться в таком разнообразии. Кроме того, сектантские богослужения и праздники отличались торжественностью, пленяли красотой песен и обрядов. Наверное, именно последнее увлекало людей в ереси больше всего.

Православной Церкви пришлось противостоять всему этому. Введя празднование Богоявления, она подчеркивала, что при Крещении Иисус Христос лишь проявил Свою Божественную Сущность, которая было у Него изначально. Для этого вспоминались и события Рождества Спасителя.

Почему праздник отмечали 6 января? Ведь конкретный день Рождения Иисуса Христа неизвестен. Эта дата символически связывала первого человека (Адама) с Новым Адамом (так еще называют Иисуса Христа). Как первый Адам согрешил (духовно умер) на шестой день после сотворения мира, так Новый Адам пришел в мир (родился) в тот же день.

Лишь в IV веке папа Римский отделил Рождество Христово от Богоявления (Крещения) и перенес на 25 декабря. Мудрое решение. В этот день язычники весьма разгульно отмечали день зимнего солнцестояния. Пытаясь искоренить суеверия, Церковь предложила людям достойную альтернативу: ведь Христа именуют Солнцем Правды.

Постепенно установленная традиция перешла из Рима в Константинополь, а затем распространилась по всему христианскому миру. События, о которых идет речь, произошли задолго до разделения Церкви на Православную и Католическую. Разногласия между Западом и Востоком привели к расколу только в 1054 году.

Почему же сейчас мы празднуем Рождество 7 января? На самом деле противоречия нет. Церковь продолжает жить по старому стилю (юлианскому календарю), в котором седьмому января соответствует 25 декабря.

Когда нужно идти в храм?

Напрямую относящиеся к Рождеству Христову службы начинаются накануне – в Сочельник.

Утро шестого января открывают так называемые Царские часы. Они отличаются от обычных часов своей торжественностью и включают в себя дополнительное чтение отрывков из разных библейских книг. После окончания Царских часов начинается Литургия, к ней вплотную присоединяется вечерня. Получается довольно необычно: вечерня в первой половине дня!

Вечером в Сочельник положено совершение Всенощного бдения, которое тоже отличается от обиходного (совершаемого, например, каждый субботний вечер). Хор исполняет очень красивые песнопения, проникнутые радостью и торжеством. «С нами Бог!» – ликует вся Церковь.

7 января - Рождество Христово!Кульминацией праздника становится ночная Рождественская Литургия. На ней прославляется пришедший в мир во плоти Богочеловек. Те, кто готовился, причащаются и соединяются со Христом в день Его рождения.

Для тех прихожан, которые по каким-то причинам не смогли присутствовать на ночной службе, обычно совершается еще одна Литургия утром 7 января. Такая практика распространена не во всех храмах, поэтому нужно узнать заранее по какому расписанию будут совершаться богослужения на конкретном приходе.

Не каждый может пробыть в храме почти целый Сочельник и всю Рождественскую ночь, но посетить праздничное богослужение нужно обязательно; если позволяют силы и здоровье – ночную Литургию.

Категорически противоречит духу христианства предпочтение бытовой стороны праздника духовной. Да, хорошо навести дома чистоту и порядок, приготовить вкусную еду, но если подобными хлопотами заняты все предпраздничные дни (особенно Сочельник) и не остается сил на поход в храм, то нужно от чего-то отказаться. В конце концов, стерильная чистота в доме не так уж обязательна, а после поста вкусен и бутерброд с колбасой.

Нужно понимать, что суета начинается не вокруг, а внутри нас. Гораздо важнее почувствовать радость Рождества в кругу близких и родных людей, а не усталость и раздражение от очередного праздника.

 

Как на Руси отмечали Рождество?

ВСочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар – напиток из сушеных фруктов и медом и кутья – каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.

Первым за стол садился отец, за ним – мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества:

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По всем проулочкам…

В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями. Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.

7 января - Рождество Христово!Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения – шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях. Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.

 

Песнопения Рождества

Конечно, в Рождественскую ночь звучит много песнопений. Очень красив рождественский канон, который исполняет хор, но самыми главными для любого праздника являются тропарь и кондак. Что это такое?

Тропарь – краткое изложение сути празднуемого события. Это один из древнейших видов церковного богослужебного творчества. Затронутая в тропаре тема развивается в кондаке.

Богослужение в Православной Церкви проводится на церковнославянском языке. Смысл многих слов и выражений интуитивно понятен, но некоторые могут потребовать пояснений. Познакомимся с текстами рождественских тропаря и кондака.

Тропарь:

«Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума, в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́!»

Твое Рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо через него служившие звездам были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак:

«Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; А́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют, нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ мла́до, преве́чный Бог».

Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастухами славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.

Текст рождественского кондака церковное предание приписывает авторству непревзойденного мастера богослужебных песен преподобного Романа Сладкопевца. Этот человек, сириец по происхождению, был певцом в константинопольском храме св. Софии и жил в VI веке. Получается, что кондак Рождества имеет древнее происхождение.

Знание и понимание основных праздничных текстов сделает пребывание в храме более радостным, участие в службе станет более осмысленным. Когда человек слышит знакомые и понятные слова, они находят особый отклик в его сердце.

 

С Рождеством Христовым!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Волжская новь православие Праздники рождество Верхний Услон