Волжская новь

Второе рождение Шеланговского храма

Одним из красивейших архитектурных строений 18 века в Шеланге считается Николо-Рождественский храм, который расположен в центре села. Еще в начале 21 века ее облик только напоминал сельчанам белизну стен, блеск куполов и высоко вознесшиеся кресты с чудотворным колокольным звоном, разносившимся далеко над бескрайними просторами Волги.


Второе рождение храма началось в 2002 году, когда в Шелангу приехал отец Алексей. На тот момент, вспоминает он, в храме не было ни окон, ни дверей, ни полов, ни церковной утвари, не говоря уже о куполах и крестах. Одни лишь только стены напоминали о былом величии храма. С того момента, как он был обезглавлен, в нем не проходили службы. Но молодой священнослужитель не испугался трудностей, и во что бы то ни стало, решил вернуть храму его прежний облик, а народу - веру.

Реставрация с семью таинствами
- Мы решили не только восстановить в селе храм, но духовную жизнь и традиции, - говорит отец Алексей. - За много лет, когда в селе не было действующей церкви, чтения молитв, не соблюдались каноны, представления о церковно-служебной жизни были видоизменены и очень многое прибавилось от народного творчества. Поэтому старались совместить реставрацию с семью таинствами православной церкви - евхаристии и причащения, покаяния, миропомазания, елеосвящения, крещения, таинство брака, священства. То есть, в начале нужно было отслужить первую литургию со святым причастием, а затем через проповедь и чтения Закона Божьего подготовить прихожан к дальнейшим богослужениям и таинствам верующих.
Это был первый, но самый главный этап - свершение служб в храме. И когда впервые после долгого молчания, зазвонили колокола, в церкви запел церковных хор и зажглись свечи, небольшое помещение смогло вместить в себя более ста прихожан, которые пришли не только на службу, но и на исповедь.
- Постепенное ведение вечерних служб, и на сегодняшний день мы имеем большую радость - служить вечером в всенощное бдение, - продолжает священнослужитель. - Так, совершая все работы в порядке срочности, в то же время согласовывали их с богослужебной практикой. Поэтапно мы приобретали церковную утварь, книги религиозного содержания и церковное облачение.
Я рад, что спустя столько лет храм востребован. К нам приезжают верующие из Камско-Устьинского района, из Осинника, Теньков, Буртаз, Красновидова. Большую помощь оказывают и жители района. Благодаря общим усилиям неравнодушных и отзывчивых прихожан в храме сделан большой объем работ.

Долгая дорога к храму

Да, действительно, еще в начале века храм в селе был только напоминанием о том, что много лет назад здесь соблюдались все церковные обряды и богослужения. Он пережил тяжелые времена. В советские годы здесь был клуб и шеланговцы приходили посмотреть новый фильм. Затем - зернохранилище, школьные мастерские. Последнее применение - склад газовых баллонов. Сегодня храм вновь приобретает былую славу и потребность. Для духовного просвещения людей и возрождения традиций в этом году на Пасху из Воронежа привезли и установили семь новых колоколов. В Троицу начали большое дело - частично загородили храм и установили кованые ворота. А в прошлом году завершили работы по реставрации колокольни и установили купола с крестом. В Никольском пределе храма оштукатурили стены. Демонтировали ветхие полы в алтаре и на бетон положили узорную плитку. Теперь здесь проходят не только службы, но и обряды крещения и венчания.

И впереди еще много дел

Особенно в Рождественском пределе храма.
- Мы возлагаем большие надежды на то, что найдутся отзывчивые люди, которые проникнуться величием древнейшей архитектуры и помогут провести реставрационные работы, - говорит отец Алексей. - В Рождественском пределе храма совсем другая акустика, где каждого человека охватывает трепет и необъяснимая духовная радость. И каждый входящий сюда осознает величие творца, его благодать и духовную помощь, которая так необходима каждому из нас. Псалмы, читаемые здесь в полголоса, слышны всем молящимся. До сих пор удивляюсь, как могли строить раньше, сколько вложено души, мастерства, насколько соблюдались все церковные каноны при строительстве. А внутреннее убранство по сей день поражает некогда высоким многоярусным иконостасом и росписью стен, которые сохранились до наших дней.

Отец Алексей уверен, что как только будет восстановлен Рождественский предел и будет отслужена первая литургия, свершится чудо: жизнь нуждающихся людей наполнится здоровьем, духовным просвещением и благом, в котором нуждается каждый из нас. И многие просящие получат явную помощь от Бога. Тем более, что предварительные работы уже сделаны: вывезен мусор, постелены новые полы, установлены леса. Кстати, когда здесь меняли полы и убрали старые деревянные доски, обнаружили под ними трехметровый котлован. Поговаривали, что это был подземный ход, который выходил из храма к берегу Волги. Наши предки были дальновидны, и на случай пожара, захвата и других непредвиденных ситуаций, по темным коридорам подземелья могли и сами уйти, и вынести с собой церковную литературу.

С ними Бог и люди
Вместе с отцом Алексеем в храме и его супруга - матушка Наталья. Она закончила в свое время художественную школу, помогает настоятелю во многом. Вообще супруги Ситниковы многое в восстановлении храма сделали сами. Наверное, поэтому большинство шеланговцев относятся к ним с уважением. Вместе с матушкой Натальей мы взобрались на колокольню. Поднимаясь по крутым лестницам и узким коридорам, я в тот момент испытывала чувство, которое испытывал звонарь, созывающий на службу прихожан пару веков назад. С высоты птичьего полета Шеланга словно на ладони. А когда матушка зазвонила в колокола, их хрустальный перезвон вызвал в душе небывалые до селе ощущения.

Часто в храме можно увидеть и местную жительницу Надежду Рахину. В день нашего приезда она была там и рассказала интересную историю.
- Наш храм был построен в 18 веке, по инициативе Марии Нарышкиной, племянницы Петра I, - говорит она. - Последним священником здесь был выпускник Казанской духовной семинарии Александр Гаврилов.
Так же при храме есть еще три иподьякона - послушников из местных жителей, которые помогают в реставрации и ведении богослужений.
- Хочу поблагодарить всех, кто помогает нам все эти годы, несмотря на трудности, - говорит отец Алексей. - В стенах нашего любимого храма и в словах молитв на каждом богослужении будут произноситься добрые имена благодетелей. Да хранит весь наш православный мир Господь Бог.

И фермером быть не зазорно

Помимо работы в храме, у Ситниковых хватает ее и дома.

- В 2011 году мы взяли в банке кредит и оформили крестьянско-фермерское хозяйство, - говорит Наталья. - Купили три дойные коровы и племенного быка. С этого началась наша крестьянско-фермерская жизнь.

Сегодня подворье священнослужителей пополнилось еще двумя телками, двумя быками и двумя маленькими телятами, плюс - домашняя птица. Их день начинается еще до восхода солнца. Чтобы успеть подоить и покормить скот, дать корм птицам, убрать двор, нужно встать очень рано. Выходных в этом деле не бывает, потому что животные требуют ежедневного ухода.

- Уследить за хозяйством нам помогают дети, - говорит Наталья.

(У отца Алексея и матушки Натальи их трое - прим. авт.). - Из своего молока производим сыр и сдаем его в пиццерию Казани.

- Ведение домашнего хозяйства для семьи священника лучший вариант дополнительного дохода, - вступает в разговор отец Алексей. - Если устраиваться на другую работу, то нужно менять весь уклад жизни и духовную профессию.

Вот так живет и работает, не боясь трудностей и полагаясь на Божью помощь, семья священнослужителя, отца Алексея. И пообщавшись с ними, понимаешь, что действительно есть над нами сила высшая, просто не всегда мы ее замечаем.

               

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Теги: 250
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: