Реклама
"Да разве об этом расскажешь, какую ты жизнь прожила..." Именно эти строки приходят на ум, глядя на доброе, испещренное морщинами лицо моей собеседницы. И, кажется, нет конца и края ее рассказам о жизни, которую она прожила, разве может все это уместиться в несколько газетных строчек... Роднее Больших Мемей для нее...
Именно эти строки приходят на ум, глядя на доброе, испещренное морщинами лицо моей собеседницы. И, кажется, нет конца и края ее рассказам о жизни, которую она прожила, разве может все это уместиться в несколько газетных строчек...
Роднее Больших Мемей для нее нет и никогда ничего не было. Здесь прошло ее детство, юность, здесь Евдокия встретила своего мужа и родила ему троих детей, здесь же теперь коротает свою старость. И именно эта небольшая деревенька, уютно расположившаяся под горой, снилась девушке, когда она была в разлуке с родным домом.
Евдокия Баймяшкина родилась в большой крестьянской семье. Детей с малолетства приучали к труду: средние приглядывали за младшими, старшие помогали родителям не только во дворе, но и на работу с ними ходили. Конечно, не чужды были им и обычные детские радости: летом бегали на речку купаться, в лес за грибами да ягодами, а зимой под шум ветра и улюлюканье сверстников катились что есть мочи с крутой горы на санках.
Война. Едва разговор заходит об этом периоде жизни Евдокии Ефимовны, как ее глаза застилают слезы.
- Ох, дочка, как мы пережили это время не знаю, - говорит баба Дуся, - где столько сил брали? Остались в селе старики да дети, на этих хрупких плечах и жила деревня все четыре года. Тяжело было, но только никто не жаловался, потому что знали - на фронте нашим отцам да братьям еще тяжелее. Через день голосили бабы да детишки - то почтальон похоронку принес. А утром снова шли на работу, глотая слезы.
Евдокии было тогда 13 лет. Руки, привычные к труду не боялись никакой работы. Сегодня она на ферме, завтра сено везет с поля, а через день с десятком таких же работников, везет картошку на салазках в Гребени. И ничего, что ноги вязнут в мокрой снежной каше, а лапти совсем не спасают от весеннего мороза...
- Сколько себя помню - все работаю, - говорит Евдокия Ефимовна с грустной улыбкой. - Нелегко пришлось и после войны. Нас в 1949 году отправили в Пермскую область лес валить, полгода мы там пробыли. Не смотри, что слабый пол, маху ребятам не давали, наравне с мужиками работали.
Много воды утекло с тех пор. Жизнь послевоенная наладилась. Евдокия вышла замуж за местного паренька Ивана, трое детишек народилось: два сына и дочь. Иван работал кузнецом в «Приволжском», Евдокия разнорабочей. Дом построили, живи и радуйся. Только счастье семейное было недолгим. Рано похоронила моя собеседница мужа и горе свое не выставляла напоказ. Утешение находила в детях и работе. Звание «Ветеран труда» присвоено моей героине не зря - в работе прошла вся ее жизнь.
Самое большое богатство Евдокии Ефимовны сегодня - дети, внуки, правнуки. Им в минуты семейного застолья может она рассказать о том, как жила, работала, воспитывала детей. И глядя на четверых маленьких правнуков, молится баба Дуся лишь об одном: чтобы им не пришлось испытать голод и холод, чтобы росли они счастливыми и были хозяевами своей земли.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа