Новые правила продажи товаров с 1 сентября 2022 года
Практически каждый день мы покупаем какие-то товары в магазинах. Это могут быть продукты питания, предметы первой необходимости, хозяйственные товары, одежда или обувь.
В целом, покупки можно разделить на повседневные и особые, то есть, которые совершаются редко. Как правило, к таким покупкам относятся крупные приобретения, имеющие значительную стоимость. Нередко на такие покупки люди откладывают деньги длительное время или оформляют кредит.
Ни для кого не секрет, что большинство продавцов обманывают покупателей при любой возможности, выискивая любые пробелы и недочеты законодательства, чтобы извлечь больше своей выгоды. Если в магазине вы купили прокисшее молоко или черствый хлеб – это неприятно. А если это крупная покупка? Например, бытовая техника с какими-либо дефектами или полностью в нерабочем состоянии, или автомобиль. Вернуть обратно такую покупку бывает очень нелегко, ведь договор продажи составляется таким образом, чтобы покупатель получил максимальное количество проблем и лишних расходов при возврате. Делается это специально, ведь многие покупатели по этой причине не станут добиваться справедливости.
Но теперь ситуация изменилась
Новый ФЗ № 135 от 1 мая 2022 года внес некоторые изменения в действующий закон «О защите прав потребителей», в статью 16. Но, в силу этот новый закон вступит только с 1 сентября 2022 года, что так же следует учитывать.
Новый закон содержит определенный перечень условий, которые теперь будет запрещено указывать в договорах купли-продажи, ущемляя, тем самым, права покупателей. Всего в новом законе указано 14 таких условий, которые были признаны Роспотребнадзором недопустимыми. Рассмотрим часть этих условий.
В частности, теперь будет запрещено отказываться от взятых на себя обязательств в одностороннем порядке, так же как и вносить в одностороннем порядке какие-либо изменения в договор после его заключения. Такие пункты любят указывать в договорах банковские организации, особенно при оформлении кредитов. О том, будут ли новые требования распространяться на банки, пока ничего не известно. При этом многие магазины так же любят пользоваться подобным правом и менять по своему желанию условия покупки или гарантии товара, особенно если он приобретен в рассрочку.
Еще одно условие, которым любят пользоваться магазины – навязывание товаров покупателю. Например, в магазине объявлена акция, согласно которой какой-либо товар можно купить со скидкой, но только в том случае, если до этого (или вместе с ним) будет куплен другой товар. К примеру, чтобы купить кухонную плиту со скидкой, нужно купить достаточно дорогой набор сковородок. При этом часто стоимость плиты специально завышена на сумму объявленной скидки, а сумма скидки равна стоимости набора сковородок, чтобы покупатель думал, что экономит, покупая 2 товара за одну стоимость, а по факту покупает 2 товара за их полную цену.
Есть и другие примеры. При покупке автомобиля часто навязывают разные пакеты дополнительных услуг. В банках навязывают страховки и пакеты дополнительного обслуживания. В медицинских учреждениях навязывают дополнительные услуги и процедуры, а мобильные операторы незаметно подключают к тарифам дополнительные пакеты.
Еще одно изменение касается подарочных карт. Многие магазины выпускают подарочные карты разного номинала, при этом всегда уверяют покупателей в том, что такие карты нельзя вернуть обратно в магазин. Такой нормы нет. Подарочные карты можно вернуть, это можно делать и сейчас, до вступления нового закона в силу, можно было делать и ранее, просто магазинам это не выгодно.
Чаще всего подарочные карты имеют небольшую стоимость – 500 – 1000 и до 5 000 рублей, в некоторых магазинах до 10 000 рублей. Чаще всего условием использования подарочной карты является оплата покупки ею в частичном размере – 50 – 70%, а остальное нужно доплачивать деньгами. Если оплата по подарочной карте в полном объеме, то ее номинал не велик, чтобы покупателю в любом случае пришлось доплачивать. При этом у таких карт всегда есть срок годности, то есть, покупка такой карты вынуждает использовать ее в определенный срок, совершив покупку. А вернуть в магазин ее не позволяют, только расходовать на покупку.
Еще один важный запрет для продавца – требовать предоставления персональных данных. Очень часто продавцы угрожают покупателям тем, что сделка может сорваться, если они не предоставят персональные данные. Однако если этого не требует законодательство страны, можно будет не предоставлять.
И еще один важный момент
Кроме многих пунктов запретов в договорах, закон предусматривает и возмещение ущерба в том случае, если запрещенные пункты используются в договоре. Причем возмещение убытков в данном случае предусмотрено в полном объеме.
Если раньше в суде было практически невозможно доказать то, что дополнительную услугу или покупку просто навязали, и потому взыскать компенсацию или ущерб удавалось в единичный случаях. Теперь же все будет значительно проще, судебная практика по таким делам станет совсем иной, и взыскивать компенсации и возмещение ущерба станет значительно проще.
Рассмотрим пример. Продавец при продаже автомобиля включил без согласования с покупателем в договор дополнительный пакет услуг. Покупатель обнаружил это позже. В этом случае необходимо составить официальную претензию в адрес продавца, дам ему стандартный срок на возмещение причиненного ущерба, то есть, возврат излишне потраченных средств – в течение 10 дней. Если через 10 дней после приема претензии продавец не переведет необходимую сумму, следует обращаться в суд. При этом суд может взыскать с такого продавца не только сумму убытков, но и потребительский штраф, неустойку, а также компенсацию морального вреда и штраф в счет государства.
То есть, права потребителей теперь будут лучше защищены.
https://www.polsov.com/21621-novye-pravila-prodazhi-tovarov-s-1-sentjabrja-2022-goda.html
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев