Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
Полезные советы

Гордость Верхнеуслонского района: Участник Великой Отечественной войны Николай Кузнецов

Участника Великой Отечественной войны Николая Кузнецова, человека, который отметил свой 90-летний юбилей, мы встретили во дворе дома. «Вот, пока внук с детишками уехал в больницу, решил откидать снег, чтобы ходить было удобно», - говорит он. Но на пороге гостей держать не стал и пригласил в дом. Сидя за столом, ветеран...

Участника Великой Отечественной войны Николая Кузнецова, человека, который отметил свой 90-летний юбилей, мы встретили во дворе дома. «Вот, пока внук с детишками уехал в больницу, решил откидать снег, чтобы ходить было удобно», - говорит он. Но на пороге гостей держать не стал и пригласил в дом. Сидя за столом, ветеран рассказал о своей судьбе.
А судьба у него интересная. Родился наш герой в деревне Мыски Кемеровской области. Мать одна воспитывала троих детей, Николай был старшим сыном. Жили бедно. Однажды мать собрала их, и они отправились на станцию. Там, в небольшой комнате сняли угол и стали жить.
- Мама с утра уходила на заработки, - рассказывает Николай Кузьмич. - Но все, что она приносила, не хватало. Однажды сказала нам, что уйдет ненадолго, хочет найти работу. Прижала нас к груди, а маленькая сестренка Таня, словно почувствовала, что больше никогда не увидит ее, громко закричала: «Мама, мамочка, не бросай нас». Слезы душили нас, плакала и мама. Уходя сказала: «Николай, ты остаешься за старшего. Вот вам небольшой мешок сухарей, сразу не съедайте, а я через несколько дней вернусь». Прошел день, за ним другой, а мама так и не приходила. Уже давно кончились сухари, и нам нечего стало есть. Выжили только благодаря добрым людям, которые жалели и делились с нами едой.
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ
Кто-то из взрослых посадил нас на один из проходящих поездов, - продолжает Кузнецов. - И мы, маленькие дети, поехали в неизвестном направлении. Все дальше и дальше поезд уносил нас от родных мест и мамы. На одной из станций нас высадили. Это был чужой город, чужие люди. Мы блуждали по незнакомым улицам в поисках еды и ночлега. Уставшие, грязные, голодные, были рады любой засохшей корке хлеба, которую удавалось раздобыть.
В 1932 году вместе с Таней и братом Петей я попал в детский дом в городе Ленинск-Кузнецк, - продолжил ветеран после небольшой паузы. - Нас отмыли, одели, дали еду, крышу над головой. В интернате я неплохо учился, занимался спортом, словно предвидел, что в будущем все эти навыки мне пригодятся. Так я получил свою путевку в жизнь.
Прошло детство. Но, к сожалению, юношеские планы и мечты Николая Кузьмича в одночасье разрушила война.
- В 1941 году тридцать детдомовцев, в числе которых был и я, отправились добровольцами на шахту имени Кирова, где устроились на работу крепильщиками, - вспоминает он. - Всю свою зарплату перечисляли в фонд обороны страны. Шла война, и мы молодые и крепкие парни мечтали попасть на фронт. Поэтому, когда в ноябре 1943 года меня призвали в ряды Красной Армии, я был неслыханно рад. В военкомате меня хотели определить в пехотные войска, но военком, ознакомившись с личным делом, направил меня в кавалерию. «Ты с лошадьми знаком, - сказал он. - В шахте вы тележки с углем возили на них, так что быть тебе кавалеристом».
ПО ТРОПАМ ВОЙНЫ
Понятно, что на фронт Кузнецов сразу не попал.
- К боям готовили нас в Сибирском запасном кавалерийском полку в городе Татарске, - вспоминает ветеран войны. - На фронт мы прибыли 5 июня 1944 года, пополнив поредевшие полки 3-го Гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса генерала Осликовского на втором Белорусском фронте маршала Рокоссовского. Маршал Жуков, руководивший подготовкой четырех фронтов к грандиозной операции «Багратион», соединил наш Кубанский корпус с третьим Гвардейским сталинградским танковым корпусом генерала Обухова. Он создал тем самым мощный броневой кулак и поставил его на исходный рубеж за левым флангом фашистской обороны перед лесным болотистым участком. Именно там, где немецкое командование считало, что русские не пройдут. Таким образом, внезапно рванувшие в атаку танкисты и кавалеристы, преодолев болото по сооруженному белорусскими партизанами бревенчатому настилу, нанесли внезапный и сокрушительный удар по фашистской обороне. Наши танки рвали проволочные заграждения, утюжили окопы, блиндажи фашистов. А увидев нас, кавалеристов, мчавшихся с саблями наголо, фашисты орали: «Русиш казак - диаволь». 570 солдат, побросав на бруствер окопов оружие, сдались нам, бормоча: «Гитлер капут, Гитлер капут!»
Николай Кузьмич делился с нами своими фронтовыми воспоминаниями и заново переживал далекие события войны. Он помнит города, которые освобождал, однополчан-кавалеристов, с которыми шел в бой, он ничего не забыл.
- Обойдя с северо-западного направления, занятый фашистами Минск, мы, в соединении с партизанами, стали громить врага на территории оккупированной Белоруссии, - продолжил он. - Отступая, гитлеровцы сжигали населенные пункты, уничтожали все живое. Боль и жгучая ненависть опаляла наши сердца. Из лесов выходили мирные жители, прятавшиеся от палачей. По дороге брели старики, женщины, дети. Худые, оборванные, с изможденными лицами и потускневшими глазами. Плакали, благодарили нас за освобождение.
Вечером 25 июня 1944 года мы попытались овладеть городом Сенно. Фашисты встретили нас ураганным огнем из пулеметов и минометов. Вдобавок из-за населенного пункта вынырнули пять «мессершмитов» и стали пикировать наши эскадроны. Но они не смогли оказать серьезного сопротивления. Кавалеристы, танкисты и партизаны разгромили эсесовский полк и отомстили за своих павших товарищей.
«ВПЕРЕД, НА ЗАПАД»
Находясь в тылу врага, мы перерезали немецким войскам дороги Лепель-Борисов. Наш кавалерийский полк приблизился к реке Березине, где мы вместе с партизанами приступили к строительству переправы. Форсирование реки происходило в тяжелых условиях. Фашистская авиация и артиллерия бомбила переправы, разрушая возведенные мосты. Из нашего взвода погибли многие - ушли под воду вместе с конями от прямого попадания снаряда. Кто-то стал переправляться вплавь в наиболее узких местах Березины. Я тоже решил, потому что хорошо плавал и отлично ориентировался. В тот момент ой, как мне пригодились мои детдомовские спортивные тренировки.
Оставив за собой Березину, мы освободили города Плещеницы и Вилейку. Это были десять дней беспрерывных боев. Выполнялась только одна команда: «Вперед, на Запад!»
Мы двигались дальше по Белоруссии, к Молодечно, где в трудном положении оказался третий танковый корпус. И когда немцы бросили свои силы на отторжение танковой атаки, наш Кавалерийский корпус двинулся вперед. Великая ненависть вела нас в бой. Не было страха, была только ярость к врагу. К утру город был освобожден. В этом ночном бою мы понесли потери и похоронили бойцов в братской могиле на городском кладбище.
НА ГРАНИЦЕ СССР
В июле наш корпус получил приказ продолжать преследовать фашистов, выйти к городу Гродно и освободить его. Это был тяжелейший, 200-километровый путь наступления с непрерывными боями. 13 июля мы вышли на ближние подступы к Гродно - крупному узлу шоссейных и железных дорог. Отсюда рукой подать до нашей государственной границы. Мы сломали сопротивление противника и через три дня над городом взвилось красное знамя. В боях за освобождение Белоруссии наш корпус прошел 800 километров, освободив 350 населенных пунктов, уничтожив около 3 000 живой силы противника, взяв в плен 2 500 человек. 21 июля, преследуя отступающие немецкие части, мы вышли на границу Белоруссии и всей нашей Родины. Не было бойца и командира, который не мечтал бы об этой волнующей минуте. Земля нашей многострадальной Родины была освобождена об немецко-фашистских захватчиков!
Во время войны наш герой участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», Восточно-Прусской, Померанской и Берлинской операции. Освобождал города Минск, Гродно, Молодечно, Кенигсберг, Алленштайн, Виттенберг. Победу встретил в 1945 году в Браденбурге. После мобилизации, в марте 1948 года поступил на службу в МВД ТАССР милиционером кавалерийского взвода.
НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА
- В Татарстан я попал не случайно, - говорит Николай Кузьмич. - Мой брат Петр к тому времени жил в Казани. Он сбежал из детского дома и на первом проходящем поезде уехал в неизвестном направлении. Его путешествие закончилось в Казани, где его сняли с поезда и направили в приемник-распределитель. Поэтому я целенаправленно ехал к нему.
За время службы в милиции Кузнецов окончил оперативную Саратовскую школу с отличием, Казанский государственный университет. Работал в Мензелинском РОВД, Альметьевском, служил в отделе МВД ТАССР, был начальником Советского РОВД в Казани. В 1981 году вышел на пенсию в звании подполковника внутренней службы.
- В Альметьевске был один случай, - вспоминает Николай Кузьмич. - Сотрудники уголовного розыска вели поиск грабителей, которые к тому же совершили и убийство. Я напал на след братьев Куковякиных. Встреча с ними произошла гораздо раньше, чем думали оперативники. В поле, в нескольких километрах от села Аппаково были найдены похищенные вещи. Осмотрев место происшествия, я хотел было уехать, как вдруг увидел троих парней. Решили проверить, что это за люди. Но только я остановил одного, как получил сильный удар. Парни бросились в разные стороны. Я поднялся и побежал за ними. Поймал одного, обезоружил и задержал. Так мы раскрыли практически по горячим следам преступление.
За годы службы в МВД, за добросовестное исполнение служебного долга и активную борьбу с преступностью, 17 раз Николаю Кузьмичу была объявлена благодарность, 10 раз он был награжден ценными подарками и три раза - Почетными грамотами. В канун 50-летия Советской милиции Кузнецова наградили медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».
Сегодня рядом с ветераном в Сеитове живут внук Владислав с женой и их семь детей. Прадед часто рассказывает своим правнукам о том, как воевал. А еще свои воспоминания он записывает. У ветерана уже собралось три тома рассказов о его боевой и мирной жизни. Готовит четвертый. Он считает, что память - это одно из главных качеств поколения, поскольку все, что выстрадано и пережито, забвению не подлежит. Память, одетая в солдатскую шинель, для ветеранов войны никогда не кончается. Их все еще догоняют пули. Они, и состарившись, и с осколками у сердца, и будучи инвалидами, навсегда остались бойцами - скромными, гордыми и непобежденными.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250