Без малого четыре года гремела грозная война
Человеческая память обладает верным избирательным свойством. В ней могут тускнеть и стираться дни беззаботного существования, развлечений и праздности. Могут забываться дни лишений, страданий и невзгод. Но не забывается пора наивысшего напряжения всех своих нравственных и физических сил, предельно обостренного сознания своей личной ответственности за дальнейший ход истории. Никогда не сотрутся...
Человеческая память обладает верным избирательным свойством. В ней могут тускнеть и стираться дни беззаботного существования, развлечений и праздности. Могут забываться дни лишений, страданий и невзгод. Но не забывается пора наивысшего напряжения всех своих нравственных и физических сил, предельно обостренного сознания своей личной ответственности за дальнейший ход истории.
Никогда не сотрутся в памяти ветеранов события сороковых годов. И хотя прошло уже шестьдесят семь лет, Павел Петрович Лаптев, которого мы посетили накануне великого дня, помнит каждый свой военный день.
Его призвали на фронт в 1943 году, когда молодому парню едва исполнилось 18 лет. Он и винтовку в руках держать не умел, не то, чтобы стрелять из нее. Но время не оставило ему выбора. В числе тысячи своих сослуживцев, в составе третьего Украинского фронта, наш земляк освобождал от врага города Румынии, Югославии. А победу встретил в Венгрии. «Это были неимоверно трудные горькие дни, когда казалось, не хватит ни жизни, ни сил, чтобы выстоять, - вспоминает ветеран. - Но мы победили, пройдя все испытания, с честью выполнив свой солдатский долг».
Откуда брались силы, смелость и отвага у этих безусых юнцов, чтобы победить до зубов вооруженного врага и пройти эти страшные 1418 дней? На что мой собеседник ответил: «Сил нам придавала родная земля, потому что воевал каждый из нас не только за мирную жизнь, благополучие детей, жен, матерей, сестер, но и за березку, осину, за каждую травинку и тропинку, за каждую росинку на земле, за поле золотое, на котором шумели колосья. Словом, за самое святое, дорогое сердцу советского человека - за родной край...». А еще признается Павел Петрович, что очень страшно было на войне. Тяжелые бои, ночные атаки, взрывы снарядов… Одним словом каждый день приходилось рисковать жизнью. Но тяжелее всего было хоронить своих однополчан, таких же молодых парней, как он, у которых вся жизнь была впереди. И несмотря ни на что, вот такие простые парни, как Павел Петрович шли в бой, закрывая собой огромную страну.
Мы вспомнили и тех, кто встречал первый мирный день, ощущая в предрассветный час легкий озноб то ли от свежего весеннего ветерка, то ли от пронзительно крылатого чувства Победы. Это было в мае 1945 -го. Отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия капитулировала. Над Берлином было водружено победное знамя, а в дома вошла радость и гордость за наших солдат.Вернулся на родину и наш герой. На его груди сверкали медали, а душа радовалась, и хотелось громко кричать от счастья, что закончилась война и враг побежден.
После войны Павел Лаптев устроился работать за завод КАПО им.Горбунова жестянщиком. Сегодня он давно на заслуженном отдыхе. Живет вместе с женой Клавдией Андреевной в Верхнем Услоне. И встречая очередной победный май, он снова мысленно возвращается к тем суровым военным годам. Снова идет в атаку и с криком: «Ура» громит врага. А затем, вытерев скупую мужскую слезу, посидит в тишине, почтив память тех, кто не вернулся с поля боя.
С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Они были одним из самых тяжких испытаний для нашей страны. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего победу. Наш долг, передать потомкам память об этом немеркнущем подвиге и уважении к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев