Волжская новь

Зазвенят ли снова колокола в Больших Мемях Верхнеуслонского района

О, Русь, благословенная моя! Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола И многовещий звон колоколов Отчизны. Тот чудный гул, идущий от небес, Он гласом Божьим нисходил к народу Призывом к дальней жизни без мирских страстей, И родником, где пьют живую воду.

Колокола... На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь русского народа. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику, вещали набатом о грозящем стихийном бедствии. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Любит русский народ звон церковных колоколов, любит потому, что его торжественные звуки вещают ему о Боге, направляют мысли и сердце к Нему и, раздаваясь с высоты, призывают к небесному, горнему, лучшему.

На трехъярусной колокольне храма Святого Благоверного князя Александра Невского в Больших Мемях когда-то тоже звенели колокола, собирая своих прихожан на праздничные службы. Нарядно одетый народ шел неспешно в-церковь.

Говорят, где звенит колокол, там бурлит жизнь. Да, жизнь в селе действительно бурлила. Люди работали, играли свадьбы, праздновали крестины, провожали новобранцев в армию, прощались с умершими. По протоптанным тропинкам бегала ребятня, в дни праздников нарядные односельчане шли в храм. Большое старинное село жило, согласно своим вечным законам.

Деревянный храм, воздвигнутый в честь защитника земли русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского, находится в центре нашего села. У нашего храма богатая история.

Родом церковь из Нижнего Услона. Ее построили местные предприниматели и благотворители Кондратий Федорович и Иван Кондратьевич Савины. В то время в Больших Мемях своей церкви не было. И Казанская Епархия решила отдать одну из нижнеуслонских церквей в село. Ее разобрали, переправили по Волге до Теньков на судах тех же предпринимателей, а оттуда мужики перевезли на подводах до места.

В 1891 году начались строительные работы. Кто руководил стройкой, мы не знаем. Знаем лишь, что средств на строительство критически не хватало. Тогда люди стали ходить по деревням, собирать деньги Божьей милостью.

В 1895 году трехпрестольный деревянный храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, с приделами великомученика Дмитрия Солунского и равноапостольной Марии Магдалины был построен. На освящение приехал архиерей Владимир (Петров) из Казани. Первым священником был назначен Иоанн Михайлович Попов.

Хочется отметить, что именно священники, с года основания церкви, помимо основной

церковной службы занимались большой общественной работой. Они вели метрические книги, учили грамоте, чтению, письму, счету, преподавали закон Божий. Сельский батюшка всегда был одной из самых значимых и видных фигур в жизни русской деревни. На нем лежали не только обязанности пастырского руководства своих прихожан, но и зачастую все хозяйственные заботы. Деревенский священник вынужден был почти все эти должности совмещать в одном лице. Недаром появилась поговорка: «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю».

Реклама

Дом сельского священника, его размеры, обстановка во многом зависели и от места расположения прихода, и от статуса его владельца. Дом нашего священника сохранился до сегодняшних дней. Это здание бывшего медпункта. И выглядел он тогда, надо думать, довольно скромно, если учесть, что в селе в то время были и двухэтажные дома.

Роль матушки также была велика в жизни и деятельности священника. Именно от того, какою она была, зависела и атмосфера в доме, и во многом - облик самого батюшки. Хорошая матушка была «правой рукой», помощником пастырю.

Обучение детей в деревне на тот момент не проводилось, о чем свидетельствует доклад училищного Совета от земства П.И. Фалькова о состоянии начальных училищ: «Большемеминское училище в 1878 году закрылось по причине выбытия оной Виктора Охотина». Поэтому обязанностью матушки стало обучение сельских детишек в открывшейся церковно-приходской школе.

А из справочной книги Казанской Епархии на 1904 год мы узнаем, что последующим священником был назначен Василий Феодорович Лебедев, 27 лет. Окончил курс Семинарии по второму разряду. В семействе у него были дети: трех и двух лет. В сане и должности он находился с 1899 года. Приход был большой. Всего числилось 252 двора, из них мужского пола - 703, женского - 756. В проведении службы батюшке помогали псаломщик, 2-3 певчих. Дьячком был Гаврилов Михаил. А старостой - мой прапрадед Зеленов Илларион Михайлович.

В 1939 году богослужения в храме прекратились - решением местных властей он был закрыт, приход ликвидирован. Батюшку увезли. Иконы и церковные книги разобрали по домам местные жители. А в 1941-м попадали с колоколен купола. Стране нужна была медь. После закрытия церкви власти быстро приспособили ее под склад.

В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии. Недавно ее очистили от мусора, убрали вокруг сорняк. Внутри храм также рушится. Но все его убранство напоминает о былом величии: когда-то яркий резной иконостас, до сих пор сохранивший следы красной и золотистой краски, арки, разделяющие три престола, высоченные печи-голландки. Храм был поистине украшением села.

Каждый раз проходя мимо церкви, испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, село, Слава Богу, живо. Здесь по-прежнему живут трудолюбивые и добрые люди, есть школа, медпункт, сельсовет, библиотека, без которых немыслима ежедневная человеческая жизнь. А с другой -каким бы стало это село, если бы по праздникам раздавался по нему колокольный звон и народ снова спешил бы на богослуженье!?

Галина Скарлухина, с.Большие Меми

               

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: