Самый маленький колхоз в Верхнеуслонском районе
В редакцию пришло письмо: Уважаемая редакция газеты «Волжская Новь» кружковцы МБОУ «Татарско- Бурнашевская СОШ» отправляет вам новый краеведческий материал о колхозе «Первое мая». Колхоз был организован в посёлке Зелёный Бор, в настоящее время посёлка не существует, а документы о деятельности колхоза сохранились в школьном музее. Надеемся, что наши находки о...
История колхоза «Первое мая» по музейным документам.
Время не стоит на месте, время идёт вперёд. Многое меняется в нашей жизни, многое мы забываем. На территории Бурнашевского сельского поселения до середины 70-ых годов ХХ столетия находились поселения, которых сейчас нет. В школьном краеведческом музее хранятся документы колхоза «Первое мая», датированные периодом 1942 - 1946 гг. Колхоз с таким названием был организован в посёлке Зелёный Бор. В настоящее время этого посёлка не существует, на его месте расстилаются поля акционерного общества «КВ Агро». Исчезли и другие сёла Тихий Плёс, Гордеевка, Крутой Овраг, Чухманка. А ведь когда то там жили люди, радовались и огорчались, учились и работали, создавали семьи и рожали детей. Во всех этих селах в период коллективизации создавались колхозы, происходило колхозное строительство. И все эти сёла в 70-ые годы ХХ века были объявлены неперспективными и постепенно приходили в упадок.
Фрагмент карты района, на которой ещё обозначены исчезающие деревни
Теперь и не найдёшь, где же был Зелёный Бор
Проект генерального плана Бурнашевского сельского поселения с портала Верхнеуслонского района
Прикоснуться к истории одного посёлка стало возможно благодаря музейным документам. В музей вышеназванные документы попали по счастливой случайности. Их нам принесла учитель русского языка Закирова Тамара Дмитриевна. Членам краеведческого кружка было предложено изучить их и познакомиться с историей жизни посёлка через колхозную документацию времён Великой Отечественной войны.
Рождение колхоза
Из опроса старожилов узнаю, что посёлок Зелёный Бор был образован в начале ХХ столетия, когда несколько единоличных крестьянских семей уезжают из села Татарское Бурнашево. В десяти километрах от своего прежнего села, они поселились в красивом месте среди лугов и лесов. Почему привлекло их именно это место предположить нетрудно, наличие свободной земли, которую можно обрабатывать. В период НЭПа крестьяне единоличники смогли обустроиться на этом месте, появились красивые дома, была построена начальная школа, количество пахотной земли увеличилось.
Когда в селе был образован колхоз, как происходила коллективизация, за ответом обратилась к книге «Верхний Услон: Край родной, навек любимый…» издательства «По городам и весям». На странице 81 нашла такую информацию: «Как и всюду по республике, массовая коллективизация в Верхнеуслонском районе началась в 1930 году созданием на местах доселе невиданных объединений колхозов. Что это такое знали немногие. Как следовало правильно образовывать колхозы, не знал, пожалуй, ни один из местных руководителей. Да и как это можно было знать, ведь сверху спускались одни лишь планы да инструкции без всякого учёта местной специфики. Вот и выходило так. Приезжал из центра уполномоченный, собирал всех жителей и объявлял им, что отныне они должны организовать у себя колхоз. Для этого надо будет объединить земельные участки, собрать по хозяйствам всех лошадей и коров, которые станут отныне общественными, а также часть хозяйственного инвентаря - бороны, плуги. Кроме этого следует выбрать председателя и правление. Работать отныне придётся по принятому плану, по этому же плану сдавать зерно государству (по низким ценам)».
Фотографии сохи и плуга - основного сельхоз. инвентаря того времени. Верхнеуслонский Краеведческий музей
Конечно, новые порядки вызывали недоумение у крестьян - никто не хотел расставаться добровольно со своим хозяйством и скотиной. И чтобы избежать раскулачивания многие семьи в селе Зеленый Бор делили родовое имущество, заверяя раздел в сельском совете. Но раскулаченные все равно были, чаще всего их относили ко второй и третьей группе и не выселяли из села. Наказанием для них служил повышенный налог. Некоторых из них по их желанию принимали в колхоз на перевоспитание.
Трудный период начала 30 годов посёлок Зелёный Бор пережил, коллективизация закончилась в 1935-1936 годах. Началась работа в колхозе, с названием «Первое мая». Председателем колхоза был избран Денисов.
Суровые годы войны
Жизнь постепенно налаживалась, но эту мирную жизнь прервала война. Как жило, село в это время попытаемся, представить по музейным документам. Изучив все документы можно сделать вывод, что в колхозе «Первое мая» в 1942 - 1946 годах работала свиноферма, молочная ферма, птичник, конный двор, овчарня, пасека, была своя мельница. Председателем колхоза были в разное время Остатков Иван Андреевич, Фомина Мария, Гудалина И.В., Денисов Т, заведующая фермой Алкина Варвара, агроном Горшкова Анна, кладовщикам были Гаранина Елизавета, Любин Александр, бригадиром полеводческой бригады Абрамова Мария.
«Книга прихода и расхода»
В архивный подшивке которая называется «Книга прихода и расхода продуктов и материалов на 1944 год» можно прочитать накладные, в которых расписывается сколько отпускают в день отходов (оброн) на свиноферму. В накладной за февраль в 1944 году на 3 февраля - 3 кг, и всего за февраль отпущено 64 килограмма, отпускает кладовщик Гаранина, принимает заведующая фермой Алкина Варвара. А в накладной за февраль для птичника отпущено 69 килограмм. А вот на конный двор лошадям выдали конюху Тимофееву за февраль всего 73 килограмма. Лошадей видимо недокармливали, о чем свидетельствует еще один документ акт от 5 апреля 1944 года, подписанный председателем колхоза Остатковым И.А. и председателем комиссии Г.Г. Зубиревым. В документе говорится, что колхозник Гришин Василий Петрович полученный овёс со станции Нижние Вязовые в количестве 345 килограмм не довёз до колхоза «Первое мая» в полном объёме, недостача 10 килограмм. По объяснениям Гришина он эти 10 килограмм скормил лошади: «так как последняя среди пути встала, не могла дальше двигаться, обессилила, и её пришлось кормить овсом».
В одном из документов перечисляются клички лошадей и их возраст: Красноармеец - 10 лет, Володька - 10 лет и др.
Всего животных в колхозе овец, коров, лошадей 3735 голов. А вот ведомости на выдачу продуктов за трудодни. На трудодни выдавали ржаную муку каждые 9 дней, в количестве от одного до пяти килограммов. Очень редко выдавали пшеничную муку, происходило это во время посевных работ. Можно прочитать фамилии колхозников, очень часто встречаются фамилии Остаткова Вера И., Карягин Геннадий, Слюняев Владимир, Гнускин Анатолий, Гришин Василий. Во время посевных работ, учитывая её трудность, на трудодни выдавали мясо баранины или телятины в количестве 12 килограмм на 14 человек, получалось от 500 грамм до 2 килограмм на человека. Попадаются ведомости выдачи на трудодни за 1944 год, где колхозникам выдают керосин и спички, печёный хлеб. Хлеб печёт колхозница Мосолкова Мария.
Из этой же книги узнаем, что в зимнее время колхозники занимались сортировкой семян ячменя, пшеницы, ржи, гречихи, овса. Составленные акты свидетельствуют об этом. Вот, например акт от 17 февраля 1944 года, где кладовщик Гаранина Елизавета и члены колхоза Остаткова Евдокия, Карягина Пелагея, Гришина Мария сообщают, что закончили сортировать (треировать) ячмень, которого пущено на триер 77 килограмм, из которого годно на семена 16,54 килограмма, остальное на фураж. Идёт сортировка, и гречи на триер отпущено 80 килограмм семенной гречи получилось 62 килограмма.
Колхозное зерно сушили дома на русских печках, о чем свидетельствует акт №9, кладовщиком Гараниной Елизаветой отпущено Остатковой Нине на сушку 175 килограммов ржи, осталось 164 килограмма, 11 килограмм списать на усушку. Трудно сказать действительно ли происходила такая усушка зерна, или колхозники могли забрать его себе, для того чтобы прокормить семью. Но во всех документах строгая отчетность, контроль. Иначе, в то далекое время было, наверное, нельзя.
Документы агронома
Вторая подшивка, что-то вроде агрономической книги, в которой 34 страницы. В ней различные документы. Книга начата 25 января 1943 года. Есть документы о качестве семян, где проверялось всхожесть, влажность. На контроль семена возили в район, в контрольно - семенную лабораторию.
Семена, которые подготовили к посеву, строго учитываются. Интересен акт от 2 июля 1944года, где перечислены посевные культуры пшеница, овес, ячмень, греча, картофель. Пшеница посеяна на 31 гектаре, овес на 21 гектаре, ячмень на 9 гектарах, греча на 1 гектаре, картофель на 6,5 гектарах. Озимая рожь посажена на 52 гектарах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что больше посевных площадей отводили под озимые культуры. Если сложить количество обрабатываемой пахотной земли то получается чуть больше 110 гектар, для колхоза, где было около тридцати домов, когда мужчины были на фронте, а в посёлке оставались старики, женщины и дети и главная тягловая сила лошадь, наверно это было трудно. Ведь земли были ещё и луговые, и нужно было успеть заготовить корма.
На каждую зерновую культуру составлен акт апробации на посев, площадь апробации 0,5 гектара, апробатор Чечевкина А.И., сорт пшеницы, которую апробируют, называется «Лютесценс-062». Апробатор в акте пишет, что семена своего урожая, на 14 августа 1943 года фаза развития полная зрелость имеются сорняки на поле. Такой же акт на овёс сорт «Москва- 315» и яровой ячмень сорт «Винер». А вот перед нами акт обследования от 1944 года о погибшей озимой ржи, в составе председателя колхоза, уполномоченного райкома ВКП(б), агронома и инспектора госстраха. Причина гибели названа - поздний сев. Для того чтобы лучше кормить животных рядом с фермой выделили участок 1 гектар, для выращивания свёклы кормовой. Об урожайности пшеницы говорят документы с 1 гектара - 6 центнеров, овса- 12 центнеров, гречи- 5центнеров.
Выращенный урожай строго охранялся, сохранилась сохранная расписка кладовщика колхоза Любина А., за 1944 год, где он обязуется семенной картофель в количестве 48 центнеров, сохранить полностью до весны и без разрешения райземотдела некуда не отправлять, а весной 1945 года не сортовой картофель обменять на сортовой. Завозят в колхоз семена клевера сорт Красный, в количестве 5 центнеров, год урожая 1942, семена везут из Казани «Госсортфонд» Казанский заготпункт, улица Островского 8.
За деятельностью колхоза строго следит районная администрация осенью 1944 года приходит распоряжение на вспашку зяби. Колхоз должен вспахать 60 гектар, для выполнения этого задания нужно выделять двух лошадей ежедневно, при этом не допускать мелкой пахоты, создать соответствующие условия для пахарей и обеспечить общественным питанием. Колхозу во время посевных работ помогали трактористы Юматовского МТС, за что колхоз расплачивался натуроплатой. Не всегда видимо это получалось и вот читаем, как директор МТС подпись неразборчива, пишет председателю колхоза «Первое мая», что колхоз не уплатил МТС натуроплаты 60 килограмм и просит принять меры к погашению долга.
Прибытие первых тракторов на Чистопольскую МТС. Только через МТС гос-во предоставляло колхозам тракторы, комбайны, автотранспорт, сложные молотилки и др. с.-х. машины на механической тяге. (фотграфий МТС Верхнеуслонского района не нашёл - прим. веб.редактора)
Фотографии трактора того времени из Национального музея РТ
Телефонограммы и директивы, присланные из района
Третья подшивка, книга приказов, в ней различные телефонограммы, директивы, присланные из района, датируются 1943-1944 гг. Все они к чему-то обязывают: приступить к сенокосу, к заготовке силоса. Написаны телефонограммы простым карандашом или ручкой, директивы напечатаны на машинке. В одной из телефонограмм из района, председателя спрашивают, почему он не высылает лошадей и рабочих на вывозку дров, дают последнее предупреждение. Или срочно требуют отчитаться, сколько денег собрали в фонд Победы Красной Армии на 23 марта 1944 года и просят ускорить сбор денег.
Несколько телефонограмм касаются лошадей. Председателя Остаткова И.А. вызывают в исполком для оформления кредита на покупку лошадей документ за подписью председателя исполкома Семенова. Беспокоит район, и воспроизводство конного стада, о чем свидетельствует другая директива, где написано, что в мае, июне это один из самых важных вопросов. Директивы из администрации района идут одна за другой приказывают не разбазаривать колхозную землю и корма, спрос с председателя по закону военного времени. Назначают точные сроки колхозных работ силосование закончить к 1 июля 1944 года и заготовить 25-30 тонн силоса. Вызывают на семинары и совещания председателя колхоза, счетовода, бригадиров овощеводческих бригад высокой урожайности и даже редактора стенгазеты и членов редколлегии колхоза на совещание по теме «Задачи стенных газет в подготовке и проведение весеннего сева».
Интересные директивы из госстраха он просит прислать заполненные бланки заявлений на стихийные бедствия и акты по форме №37 на весь павший и вынужденно прирезанный скот, чтобы колхоз получил страховые выплаты, в противном случае убыток будет идти за счет колхоза на основании постановления СНК СССР за №258, раздел 7, параграф 86. Наверное, не всегда директивы доходили вовремя. Вот, например записка от председателя Бурнашевского сельского совета Гудалиной И., посёлок Зелёный Бор относился к этому сельскому совету, где она обязывает председателя Остаткова И.А. немедленно выделить человека, который бы приехал за почтой, «лежит полмесяца». Записка от 16 апреля 1944 года. Ещё одна директива из района «3 мая 1944 года в помещении Бурнашевского с/с назначается секретное совещание обеспечить явку: Председателя колхоза, 2 бригадиров, 3 звеньевых, уполномоченных по займу, членов правления» подпись председатель исполкома Семёнов. О чем совещались совещались выше названые люди можно только догадываться.
Люди в колхозе работали, своей работой приближали победу, ждали вестей с фронта. В 57 номере районный газеты «Приволжский колхозник» за 1941 год опубликовано письмо М. Гаранина к своим землякам. «Я член сельхозартели «1Мая» сейчас нахожусь в Красной Армии, защищаю социалистическую родину. Моя просьба к колхозникам - честно и добросовестно работать в колхозном производстве, выполнять и перевыполнять нормы выработки. Мой же долг перед всем советским народом - бить взорвавшихся фашистов до полного их уничтожения».
Многие колхозники работали по-ударному, Гаранину Елизавету вызывают в Верхний Услон на торжественное чествование в честь Международного женского дня 8 марта 1944 года, явку строго обеспечить. Было видимо и по-другому в подшивке находятся две копии приговора выездного народного суда 2 участка. Осудили Гнускину Ефросинью Никитичну 1986 года рождения, за то, что она не выработала нужное количество трудодней. Приговорили на два месяца к исправительным работам при колхозе, с удержанием двадцати процентов в доход колхоза. Такой же приговор от 18 августа 1944 года и в отношении Карягиной Екатерины Сергеевны 1895 года рождения, грамотная, муж в рядах РККА, осудили на пять месяцев исправительных работ в колхозе с удержанием двадцати процентов в доход колхоза.
Происходили жалобы на председателя вот реакция военкомата на одну из них «Председателю Остаткову И.А. Ваше действие к отцу трёх фронтовиков Леванову З.М. считаю неправильными, поэтому предлагаю Вам разрешить пустить его скот в общий табун. Леванову 70 лет с этим вы должны считаться и заставлять его работать только по силе возможности. О принятых мерах сообщите к 5.06. 1944 году. Бригадир райвоенкомата Емельянов». Тяжелая работа, от рассвета до заката, шла круглый год. «Спать ложились, не чувствуя ни рук ни ног» вспоминают местные старожилы, которые подростками помогали колхозу.
Но начальная школа в посёлке работала, сохранилось предписание председателю колхоза от председателя сельского совета о том, что, не смотря на трудности 1943 года, школа должна открыться 1сентября 1943г.
1946 - жить легче не стало
Подшивка, датируемая 1946 годом, сохранилась плохо, удалось прочитать несколько директив из района. Район беспокоит чесотка лошадей болезнь, которая в больших масштабах поразила животных в районе. По документам можно сделать вывод, что жить легче не стало. По-прежнему работали за трудодни. Вдобавок резко увеличили налоги на личное подсобное хозяйство. Нормы налога вспоминает агроном МТС Дуболазова Екатерина Семёновна. С ее слов получается, что в год в пользу государства нужно было сдать каждому колхознику: молока - 250 литров, мясо - 44 килограмма, яиц - 100 штук, шерсть - 1 килограмм, 100 г с каждой овцы, картофель - 16 килограмм с одной сотки, 1 рубль с каждой огородной сотки. Помнит героиня и засушливый 1946 год. Он был голодный, тяжелый. Принимая на работу молодого агронома, председатель колхоза советовал, видимо, для большей сохранности колхозного имущества, говорить такую фразу: «Плачут-просят, реви - не давай!».
Колхоз «Первое мая» существовал до 1949 года, в 1949 году началось укрупнение колхозов и его присоединили к колхозу «Правильный Путь» в селе Татарское Бурнашево. Так, архив колхоза и был перевезен в наше село и сохранился до наших дней. А вот села уже не стала в 70 годах ХХ века. Лишь небольшой погост, напоминает о нем.
История деревни, кто её напишет?
История деревни, кто её напишет? Сколько их было в нашей стране больших и малых, разрушенных и сохранившихся. Нам посчастливилось прикоснуться к истории одной из них. Небольшой период из её существования. Период, связанный с колхозной жизнью во время войны.
Из проанализированных документов, а мы надеемся, что нам удалось правильно прочесть их, можно сделать следующие выводы.
Колхоз «Первое мая» был небольшим колхозом, пожалуй, самым маленьким в районе. Количество земли не превышала 300 гектар. Но, несмотря на это колхозники старались работать, пахали, сеяли, заготавливали корма, собирали деньги в фонд обороны, провожали на фронт родственников, получали похоронки и вместе со всей страной приближали великую победу. У нас нет их фотографий, мы не знаем, как они выглядели, но мы знаем, что это были трудолюбивые, честные, аккуратные и надёжные люди. Здесь в тылу небольшой горсткой в двадцать человек, они справлялись со всеми работами, им, наверное, было труднее, чем колхозникам в крупном колхозе ведь ответственность ложилась на плечи каждого, и спрятаться за спины других не получалось. Поэтому пусть поздно через семьдесят с лишнем лет, мы говорим им спасибо от нас, живущих на этой земле за их огромный труд во время войны.
Фролова Ксения, ученица 10 класса МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
Ирина Дадыкина учитель истории МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
(Справка редакции «Волжская новь»)
МТС - Машинно-тракторные Станции (Советская историческая энциклопедия) - оснащенные машинной техникой гос. социалистич. предприятия в с. х-ве, осуществлявшие на договорных началах с с.-х. коллективными хозяйствами их производственно-техническое организац. обслуживание. Победа колхозного строя в СССР была невозможна без создания современной материально-технической базы с.-х. производства. Организованные же в кон. 20-х - нач. 30-х гг. колхозы были экономически слабыми хозяйствами. Они не имели достаточных средств и условий, чтобы покупать тракторы, сложные с.-х. машины, обеспечить подготовку механизаторских кадров. Недостаток с.-х. техники диктовал необходимость ее централизованного распределения и использования. Сосредоточение крупной с.-х. техники в МТС давало в этих условиях значительный экономический выигрыш.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев