Волжская новь

с. Верхний Услон

18+
2024 - год Семьи
История родного края

История района в фотографиях. Часть 7. пароход "Волгарь"

Знаменитый пароход "Волгарь", более полувека перевозивший людей из Казани в Услон и обратно, с заходом на маркизовы острова. Не было более известного судна, если вопрос касался переправы из Казани на правый берег Волги. А теперь и фотографии с трудом можно найти. Две фотокопии, сделанные Ю.Фроловым есть в нашем краеведческом музее....

Знаменитый пароход "Волгарь", более полувека перевозивший людей из Казани в Услон и обратно, с заходом на маркизовы острова. Не было более известного судна, если вопрос касался переправы из Казани на правый берег Волги. А теперь и фотографии с трудом можно найти. Две фотокопии, сделанные Ю.Фроловым есть в нашем краеведческом музее.

Верхний Услон, Волжская новь, пароход "Волгарь", Верхнеуслонский районный краеведческий музей

фотокопии Ю.Фролова из архива Верхнеуслонского районного краеведческого музея

Ещё одну нашёл поиском в Интернете:

Верхний Услон, Волжская новь, Шлюпка на корме парохода "Волгарь". Фото из архива Б.А.Швецова (1927 - 2010)

Шлюпка на корме парохода "Волгарь". Фото из архива Б.А.Швецова (1927 - 2010)

Вот что пишет об истории «Волгаря» «Республика Татарстан»

Верхний Услон, Волжская новь, пароход "Волгарь", газета «Республика Татарстан»

Количество переправляющихся через Волгу с каждым годом возрастало. И дело было не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья. Еще быстрее увеличивался и транзитный поток через Казань из центральной части страны на восток, на Урал, в Сибирь, и обратно. Однако прямого сухопутного сообщения, в том числе, как известно, железнодорожного, через Волгу в среднем ее течении тогда не было. Этим и объяснялся, в частности, ажиотаж на переправе у Верхнего Услона. Зачастую от постоянного перегруза вместе с дощаниками здесь тонули и грузы, и скот, и люди.

Лишь в конце 1880-х годов по инициативе купеческого пароходного общества "По Волге" было налажено регулярное паромное сообщение между Казанью и противоположным берегом на "перевозах" "Самсон". Тогда же между двумя пристанями начал курсировать и большой пароход-буксир "Перевозчик" с баркасом, принадлежавший земству. Но работали они с постоянными перебоями, к тому же передвигались очень медленно.

Наконец, мучениям горожан настал конец. За дело снова взялись купцы, особенно страдавшие от проблем переправы через Волгу. Ковалев, как наиболее состоятельный из них и к тому же питающий слабость к технике, решил блеснуть щедростью и заказал паром в Стокгольме. Оттуда его доставили частями на баржах через Мариинскую водную систему в нижегородский город Сормово. Там судно собрали и направили к месту приписки в казанское пароходное общество волжских линий "Самолет", совладельцем которого являлся Ковалев.

По меркам дореволюционного времени это был чудо-пароход. Сохранившиеся сведения позволяют представить некоторые его достоинства. Металлический корпус, четыре винта, скорость - около 15 километров в час, грузоподъемность - 75 тонн. Работал паром на мазуте, мощность достигала 180 лошадиных сил. При небольшом ледоставе мог быть ледоколом. Но самым замечательным свойством по праву считалась большая вместимость судна - до трехсот человек и тридцать подвод одновременно.

Известно, что первым капитаном "Волгаря" был Н.Ноговицын. А вот расписание движения парома определялось в зависимости от времени года. Обычно рейсы совершались каждые два часа, начиная с 4-х утра, от верхнеуслонской пристани. Последний рейс с правого берега начинался в 8 часов вечера (соответственно из Казани "Волгарь" уходил в 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и 21 час), и лишь паводок вносил в это расписание свои коррективы. Весной и осенью первый и последний рейсы отменялись. Время собственно переезда с берега на берег занимало около двадцати минут. Стоимость билета составляла от пяти до десяти копеек, провоз экипажа - до пятидесяти копеек в зависимости от величины. Переправа лошади или крупного скота - "по 10 копеек с головы". Все цены были вполне доступны человеку среднего класса.

После революции пароходное сообщение между Казанью, Верхним Услоном, Печищами и другими правобережными населенными пунктами на некоторое время прервалось. "Волгарь" участвовал в Гражданской войне, его активно использовали красные части (и именно красногвардейцы присвоили парому имя "Волгарь" - до тех пор он оставался безымянным). На нем они даже установили вооружение. Позднее паром ходил агитпароходом по Волге и Каме.

А когда мирная жизнь вошла в нормальное русло, "Волгарь" вернулся на свое старое рабочее место и верой и правдой прослужил горожанам еще более четырех десятков лет. Многие представители старшего поколения и сегодня помнят басовитый, как пишет читатель Р.Сафин, до невозможности пронзительный гудок "Волгаря" и поездки на "Волгаре" к песчаным берегам острова Маркиз, где великолепный речной песок и чудная природа дарили незабываемый отдых...

Паром проработал до 1956 года - времени заполнения Куйбышевского водохранилища, когда ширина реки достигла нескольких километров и плавание по "морю" на "Волгаре" стало небезопасным (да и сам паром устарел и физически, и морально).

http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-78/52141/

отрывок из статьи, где упоминается «Волгарь»

Борис МИЛИЦЫН

«В жаркие летние дни до середины 50-х годов прошлого ХХ века казанцы устремлялись в излюбленное место отдыха, на остров «Маркиз». Остров принадлежал роду маркизов Пелуччи. В конце XIX века был продан дворянину из династии графов Елагиных; на афишах, приглашавших отдохнуть в этом замечательном уголке природы, он обозначался как «Елагин остров». Это был настоящий парк отдыха с прекрасным пляжем, располагавшийся напротив «Устья» посреди Волги. Туда добирались речными трамвайчиками, на лодках и на знаменитом перевозе «Волгарь». Один из старейших паромов «Услонский перевоз - Волгарь», широкое, приземистое судно, был любимым транспортным средством на Волге от Казани до В. Услона. «Волгарь» прибыл из Швеции в 1895 году.»

http://www.zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/admiralteystvo-gordost-zemli-kazanskoy-27-07-2012.html

А вот что писали в дореволюционной прессе:

Командир судна «Волгарь» не посчитал нужным спасать утопающую барышню

Возмутительные порядки на Волге

21 августа (по старому стилю - 8-го августа), часов в 5 вечера, с ехавшего вверх по Волге кашинского парохода упала в воду какая-то молодая барышня. Это было возле песка стоящего островом против Услона.

Как раз мимо несчастной, борющейся со смертью, шел перевозный пароход «Волгарь». Но командир почему-то не считал нужным принять меры к спасению несчастной, и пароход продолжал идти мимо нее на всех парах. Только когда публика настойчиво потребовала остановить пароход и послать лодку, пароход был, без особенно впрочем, спешности остановлен. Но утопающая была далеко , приблизительно в саженях полутораста, и надо было пароходу дать зазний ход и приблизиться к ней.

Кинулись к ложке, но матросы не смели ее развязывать: дожидаясь приказаний командира. Между тем, несчастная напрягала последние свои силы, чтобы спастись, она взмахивала руками и то скрывалась в волнах, то снова показывалась. Публика была в страшном волнении. Многие дамы плакали навзрыд. Между тем наконец последовало с командирской будки разрешение отвязать лодку, но тут опять горе.

Лодка была так запутана и завязана, что пока ее удалось спустить на воду, можно было утонуть сотне человек. К счастью, лодка с кашинского парохода успела ее подъехать к утопающей, хотя «Волгарь» был ближе значительно к ней, чем кашинский пароход, и несчастная была спасена.

http://www.davnosti.ru/view/941

«Время рушит гранитные замки, И заносит песком города». Исчезают материальные свидетельства о целых эпохах и известнейших явлениях. Например: почти не найти «живые» фотографии «Волгаря», не найти реальное место захоронения Меньшиковой. Хотя над могилой была каменная часовня…

Я прошу: не выбрасывайте старинные вещи и фотографии. Несите в ближайший краеведческий музей, при школе, при клубе. В Верхнеуслонский районный краеведческий музей, директору Римме Сергеевне Троицкой.

Верхний Услон, Волжская новь, Верхнеуслонский районный краеведческий музей

Верхний Услон, Волжская новь, Верхнеуслонский районный краеведческий музей

Верхний Услон, Волжская новь, Верхнеуслонский районный краеведческий музей

фотокопии Ю.Фролова из архива Верхнеуслонского районного краеведческого музея

Записывайте воспоминания деда, бабушки. Они уйдут из жизни, больше вам такого никто не расскажет.

В будущем году «Волжская новь» будет отмечать свой юбилей. Присылайте свои рассказы, фотографии, воспоминания родителей связанные с историей района, связанные с газетой в редакцию. Если не в бумажной версии, то на сайте газеты «Волжская новь» обязательно постараемся напечатать.

Прежние публикации на эту тему:

Краеведческий музей. Купались ли мамонты в Волге?

И плат узорный до бровей

Дети войны

История родного края

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

               


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: 250