История района в фотографиях. Часть 7. пароход "Волгарь"
Знаменитый пароход "Волгарь", более полувека перевозивший людей из Казани в Услон и обратно, с заходом на маркизовы острова. Не было более известного судна, если вопрос касался переправы из Казани на правый берег Волги. А теперь и фотографии с трудом можно найти. Две фотокопии, сделанные Ю.Фроловым есть в нашем краеведческом музее....
Знаменитый пароход "Волгарь", более полувека перевозивший людей из Казани в Услон и обратно, с заходом на маркизовы острова. Не было более известного судна, если вопрос касался переправы из Казани на правый берег Волги. А теперь и фотографии с трудом можно найти. Две фотокопии, сделанные Ю.Фроловым есть в нашем краеведческом музее.
фотокопии Ю.Фролова из архива Верхнеуслонского районного краеведческого музея
Ещё одну нашёл поиском в Интернете:
Шлюпка на корме парохода "Волгарь". Фото из архива Б.А.Швецова (1927 - 2010)
Вот что пишет об истории «Волгаря» «Республика Татарстан»
Количество переправляющихся через Волгу с каждым годом возрастало. И дело было не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья. Еще быстрее увеличивался и транзитный поток через Казань из центральной части страны на восток, на Урал, в Сибирь, и обратно. Однако прямого сухопутного сообщения, в том числе, как известно, железнодорожного, через Волгу в среднем ее течении тогда не было. Этим и объяснялся, в частности, ажиотаж на переправе у Верхнего Услона. Зачастую от постоянного перегруза вместе с дощаниками здесь тонули и грузы, и скот, и люди.
Лишь в конце 1880-х годов по инициативе купеческого пароходного общества "По Волге" было налажено регулярное паромное сообщение между Казанью и противоположным берегом на "перевозах" "Самсон". Тогда же между двумя пристанями начал курсировать и большой пароход-буксир "Перевозчик" с баркасом, принадлежавший земству. Но работали они с постоянными перебоями, к тому же передвигались очень медленно.
Наконец, мучениям горожан настал конец. За дело снова взялись купцы, особенно страдавшие от проблем переправы через Волгу. Ковалев, как наиболее состоятельный из них и к тому же питающий слабость к технике, решил блеснуть щедростью и заказал паром в Стокгольме. Оттуда его доставили частями на баржах через Мариинскую водную систему в нижегородский город Сормово. Там судно собрали и направили к месту приписки в казанское пароходное общество волжских линий "Самолет", совладельцем которого являлся Ковалев.
По меркам дореволюционного времени это был чудо-пароход. Сохранившиеся сведения позволяют представить некоторые его достоинства. Металлический корпус, четыре винта, скорость - около 15 километров в час, грузоподъемность - 75 тонн. Работал паром на мазуте, мощность достигала 180 лошадиных сил. При небольшом ледоставе мог быть ледоколом. Но самым замечательным свойством по праву считалась большая вместимость судна - до трехсот человек и тридцать подвод одновременно.
Известно, что первым капитаном "Волгаря" был Н.Ноговицын. А вот расписание движения парома определялось в зависимости от времени года. Обычно рейсы совершались каждые два часа, начиная с 4-х утра, от верхнеуслонской пристани. Последний рейс с правого берега начинался в 8 часов вечера (соответственно из Казани "Волгарь" уходил в 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и 21 час), и лишь паводок вносил в это расписание свои коррективы. Весной и осенью первый и последний рейсы отменялись. Время собственно переезда с берега на берег занимало около двадцати минут. Стоимость билета составляла от пяти до десяти копеек, провоз экипажа - до пятидесяти копеек в зависимости от величины. Переправа лошади или крупного скота - "по 10 копеек с головы". Все цены были вполне доступны человеку среднего класса.
После революции пароходное сообщение между Казанью, Верхним Услоном, Печищами и другими правобережными населенными пунктами на некоторое время прервалось. "Волгарь" участвовал в Гражданской войне, его активно использовали красные части (и именно красногвардейцы присвоили парому имя "Волгарь" - до тех пор он оставался безымянным). На нем они даже установили вооружение. Позднее паром ходил агитпароходом по Волге и Каме.
А когда мирная жизнь вошла в нормальное русло, "Волгарь" вернулся на свое старое рабочее место и верой и правдой прослужил горожанам еще более четырех десятков лет. Многие представители старшего поколения и сегодня помнят басовитый, как пишет читатель Р.Сафин, до невозможности пронзительный гудок "Волгаря" и поездки на "Волгаре" к песчаным берегам острова Маркиз, где великолепный речной песок и чудная природа дарили незабываемый отдых...
Паром проработал до 1956 года - времени заполнения Куйбышевского водохранилища, когда ширина реки достигла нескольких километров и плавание по "морю" на "Волгаре" стало небезопасным (да и сам паром устарел и физически, и морально).
http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-78/52141/
отрывок из статьи, где упоминается «Волгарь»
Борис МИЛИЦЫН
«В жаркие летние дни до середины 50-х годов прошлого ХХ века казанцы устремлялись в излюбленное место отдыха, на остров «Маркиз». Остров принадлежал роду маркизов Пелуччи. В конце XIX века был продан дворянину из династии графов Елагиных; на афишах, приглашавших отдохнуть в этом замечательном уголке природы, он обозначался как «Елагин остров». Это был настоящий парк отдыха с прекрасным пляжем, располагавшийся напротив «Устья» посреди Волги. Туда добирались речными трамвайчиками, на лодках и на знаменитом перевозе «Волгарь». Один из старейших паромов «Услонский перевоз - Волгарь», широкое, приземистое судно, был любимым транспортным средством на Волге от Казани до В. Услона. «Волгарь» прибыл из Швеции в 1895 году.»
http://www.zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/admiralteystvo-gordost-zemli-kazanskoy-27-07-2012.html
А вот что писали в дореволюционной прессе:
Командир судна «Волгарь» не посчитал нужным спасать утопающую барышню
Возмутительные порядки на Волге
21 августа (по старому стилю - 8-го августа), часов в 5 вечера, с ехавшего вверх по Волге кашинского парохода упала в воду какая-то молодая барышня. Это было возле песка стоящего островом против Услона.
Как раз мимо несчастной, борющейся со смертью, шел перевозный пароход «Волгарь». Но командир почему-то не считал нужным принять меры к спасению несчастной, и пароход продолжал идти мимо нее на всех парах. Только когда публика настойчиво потребовала остановить пароход и послать лодку, пароход был, без особенно впрочем, спешности остановлен. Но утопающая была далеко , приблизительно в саженях полутораста, и надо было пароходу дать зазний ход и приблизиться к ней.
Кинулись к ложке, но матросы не смели ее развязывать: дожидаясь приказаний командира. Между тем, несчастная напрягала последние свои силы, чтобы спастись, она взмахивала руками и то скрывалась в волнах, то снова показывалась. Публика была в страшном волнении. Многие дамы плакали навзрыд. Между тем наконец последовало с командирской будки разрешение отвязать лодку, но тут опять горе.
Лодка была так запутана и завязана, что пока ее удалось спустить на воду, можно было утонуть сотне человек. К счастью, лодка с кашинского парохода успела ее подъехать к утопающей, хотя «Волгарь» был ближе значительно к ней, чем кашинский пароход, и несчастная была спасена.
http://www.davnosti.ru/view/941
«Время рушит гранитные замки, И заносит песком города». Исчезают материальные свидетельства о целых эпохах и известнейших явлениях. Например: почти не найти «живые» фотографии «Волгаря», не найти реальное место захоронения Меньшиковой. Хотя над могилой была каменная часовня…
Я прошу: не выбрасывайте старинные вещи и фотографии. Несите в ближайший краеведческий музей, при школе, при клубе. В Верхнеуслонский районный краеведческий музей, директору Римме Сергеевне Троицкой.
фотокопии Ю.Фролова из архива Верхнеуслонского районного краеведческого музея
Записывайте воспоминания деда, бабушки. Они уйдут из жизни, больше вам такого никто не расскажет.
В будущем году «Волжская новь» будет отмечать свой юбилей. Присылайте свои рассказы, фотографии, воспоминания родителей связанные с историей района, связанные с газетой в редакцию. Если не в бумажной версии, то на сайте газеты «Волжская новь» обязательно постараемся напечатать.
Прежние публикации на эту тему:
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев